Сплав по Какве. Попытка вторая.

Прошел год с момента нашего прошлогоднего приключения на Какве. Наступило время второй попытки сплава по северной горной реке Каква. В прошлый раз мы прорезали два баллона на катамаране и с газовиками уехали в Карпинск (спасибо охране газпрома). Но мы ребята настойчивые, и у нас даже вопроса не возникало о месте следующего майского сплава.

Однако, в этот раз мы были гораздо более подготовленные в плане предстоящих событий. Во-первых, мы понимали, что за два дня мы можем не успеть дойти до конца, поэтому планируемое время путешествия увеличилось на 1 день — на случай возникновения сложностей в пути. Во-вторых, мы организованнее подошли к сборам, главное правило — все личные вещи должны быть упакованы в личный рюкзак. Никаких пакетов, мешков, надувных матрацев, мангалов, 10 литров сока и прочей дребедени, которую в прошлый раз приходилось таскать по льду в этот раз мы решительно не брали. В-третьих, наш состав несколько изменился, наше приключение привлекло ряд сторонников и нас уже было не 7 человек, а 9. Соответственно изменилось и число катамаранов, вместо 1-го — мы арендовали пару, кроме того, они были полегче, чем предыдущий туристический, а значит нести его будет легче 🙂 В-четвертых, после предыдущего путешествия нам выставили ценник в 25 тыс. рублей за баллоны, после недолгих переговоров мы договорились, что если мы сами их заклеим, то у нас их примут. Три подхода мы делали, чтобы заклеить полученные повреждения и в итоги достигли успеха. Во время этого процесса мы получили огромный опыт латания дыр, так что мы с Сергеем могли уже не то, что заклеить катамаран, мы могли склеить его из баннера в походных условиях 🙂 В-пятых, любимые коллеги подарили мне на день рождения камеру GoPro, так что фотографий и видео будет в этот раз больше.

Маршрут сплава по Какве

Как и прежде наш маршрут проходил от поселка Каквинские Печи до славного города Серова. До Серова мы планировали ехать на автомобилях, далее автомобили на платную стоянку, а сами пересаживаемся на пазик или что-то подобное. Кончено, можно сплавляться от Кытлымской дороги, но нам не позволяла это сделать наша гордость. Ведь река не могла нас победить, мы должны пройти маршрут, который планировали изначально.

Начало путешествия

Загрузив все снаряжение в три автомобиля мы выдвинулись в город Карпинск, в Серове за заброску с нас просили слишком много, поэтому мы решили добраться до Карпинска. Дальше все по плану, автомобили на паркинг (на самом деле у знакомых оставили), пересаживаемся в газель, едем до Каквинских Печей. И вот незадача, дорогу размыло. Но ничего страшного, выгружаемся чуть раньше (у моста по дороге на Каквинские Печи) пара километров думаю река нам простит. Дальше все по плану — традиционная уха, сборка катамаранов и в путь.

За минуту до старта сплава по Какве

Весна в этом году ранняя, льдин на реке совсем нет, соответственно и ледяных заторов тоже. Зато воды достаточно. Мы отчаливаем и без особых происшествий сплавляемся до газопровода. Однажды второй катамаран сворачивает не в то русло и упирается в бобровую плотину, впрочем, они достаточно быстро форсируют это препятствие, мы даже не успели через бурелом до них добежать.

Встреча с газопроводом

Останавливаемся на газопроводе, там, где в прошлом году мы переносили катамаран, чтобы обойти ледяной затор. Отправляемся на поиски утерянного в прошлом году топора. Мы без труда находим нужное нам место (такое сложно забыть) проходим всей толпой по маршруту, но к сожалению, поиски успехом не увенчались…

Встреча с газопроводом через год

Общее фото

Снова грузимся на катамараны в надежде без проблем пройти газопровод. К счастью, в этом году воды много, мы нигде не садимся на мель, наши катамараны остаются целыми и невредимыми, мы продолжаем движение.

Первые приключения на Какве

По плану мы должны встать на стоянку сразу за мостом через Кытлымскую дорогу (бывший поселок Башынёвка), но… Но этому было не суждено сбыться.

Зайдя за поворот, мы увидели желанный мост, казалось победа уже близка… Тем не менее, пройдя еще какое-то расстояние, мы не увидели второй катамаран, а мы постоянно держали другой катамаран в зоне видимости и лишь на поворотах могли его потерять. Причалив к берегу мы стали ждать. Через пару минут ожидания мы увидели приближающийся к нам туристический коврик… Ну ничего, может они его уронили… На что Александр возразил: «Он был хорошо привязан к рюкзаку», как только мы выловили коврик, к нам стало приближаться потерянное весло. Мдаа… если они потеряли весло, значит уже что-то пошло не так. Поймав весло, мы причалили к берегу и отправились на поиски наших товарищей.

Бежать пришлось долго, ведь с каждым выловленным предметом нас все больше сносило вниз по течению… (скорость течения Каквы порядка 15 км/ч по замерам gps). Вскоре мы увидели огонек на острове и поняли — это наши товарищи. Далее мы наблюдали чудную картину: на острове ребята разводят костер, катамаран бултыхается под наклонившейся елью, все вещи тоже плавают в воде привязанные к катамарану. До острова метров 30, т.к. 25 метровой веревки нам не хватает. Первое, что кричит мне Сергей: «Гена, катамарану хана», да уж… действительно глядя на перевернутый и перекошенный катамаран сложно сказать, что он в нормальном состоянии.

Несколько раз мы пытаемся убедить коллеги попробовать вытащить катамаран из-под дерева, но каждый раз это заканчивается одинаково. Кто-то с нами поговорит и далее идет греться к костру не предпринимая ни каких действий. Оно и понятно, вода ледяная, когда утром чистишь зубы то при полосткании зубы ломит от ледяной воды, да и на улице не май месяц не жарко, градусов 5.

Спасательная операция

Что же делать? нужно выручать товарищей. Принимаем решение отправить Сашу за веревкой, а сами думаем как до них добраться. Попробовав перейти вброд в нескольких местах понимаем, что это не вариант — очень глубоко, на мою попытку переплыть коллеги решительно меня отговаривают — мол течение очень сильное — не доплывешь. Дальше думаем обойти сверху, Антон в болотниках смело отправляется в путь. Первое время его дела идут весьма неплохо, он оказывается выше по течению от острова, но еще пару шагов и Антон тоже принимает ледяные ванны, и вплавь возвращается. Вернувшись, Антон разводит костер уже на нашей стороне, берет камеру GoPro и начинает снимать. (Надо сказать я очень благодарен Антону за съемку этого сюжета, это лучший момент заснятый на видео).

Тем временем пока Антон купался, на катамаране перетерлась одна из веревок, один из рюкзаков обрывается и на наших глазах его уносит течением. Он находится достаточно далеко от берега, чтобы его схватить. Как выяснилось позже уплыл рюкзак Александра, который героически бегал за веревкой и пропустил этот трагичный момент.

Александр возвращается с веревкой и мы принимаем решение отправить Александра обратно, чтобы развести костер и начать готовит еду, а сами предпринимаем попытки спасти коллег.

Несколько попыток добросить веревку на остров не заканчивается успехом — не могу я закинуть туристическую веревку на 30 метров. Тем временем Дима (на острове) берет топор и рубит ель зажавшую катамаран, это дает свои плоды, катамаран высвобождается. Он наполовину сдут, но в принципе в рабочем состоянии. Ребята спешно разгружают оставшиеся вещи… Мы планируем устроить паромную переправу, натянув веревку с одного берега на другой.

План выглядит безупречно:

1. Двое на пустом катамаране гребут на середину протоки;
  2. Я кидаю им веревку и они привязывают ее к катамарану, к этому моменту я потренировался и понял, что могу докинуть веревку на 2/3 реки;
  3. Товарищи на катамаране ловят веревку, привязывают ее к кату;
  4. У нас готов паром, растянутый на веревках с двух берегов.

Отличный план? Кажется да… Поехали.

Товарищи гребут к середине реки, я кидаю веревку и даже забрасываю ее на катамаран. (все идет по плану) Дмитрий Г. спешно привязывает веревку к катамарану и кажется мы победили? Не тут то было, оказалось что мы не продумали две вещи:

Во-первых, веревки не хватает, до противоположного берега, не хватает метров 5, но 5 метров ты не перепрыгнешь и не пройдешь по дну, в полуметре от берега глубина такая, что до дна не достать…

Во-вторых, течение настолько сильное, что катамаран растягивает на веревках посередине реки и у нас не хватает сил вытащить его, веревка натянута как струна и кат на растяжках зависает посредине реки.

Предприняв несколько попыток вытащить катамаран за веревку, приходит осознание, что ни руками, ни при помощи подручных средств, мы не сможем его вытянуть, если не перерубить веревку с одной из сторон.

Кричу Сергею, чтобы он рубил веревку со стороны острова, а мы, вытащив катамаран на берег, поднимем его выше по течению и вернемся за ними. Сергей, особо не споря берет топор и одним махом перерубает веревку. В тоже время Сергей прекрасно осознает, что перерубив веревку он лишается последней возможности на самостоятельное спасение, и ему остается только ждать, хорошо что он мне доверяет. Катамаран сносит в нашу сторону и мы вытаскиваем двух Дим на берег.

Достаем катамаран и понимаем, что в таком состоянии нам не доплыть до острова: баллоны наполовину сдуты, рама повреждена: сзади продольные трубы катамарана сдернуты с поперечин. Быстро чиним раму, благо на раме удобные крепления (скобы) и собирается она очень легко. Надо накачивать баллоны, но наш насос на нашем катамаране — бежать туда-обратно минут 30, насос с этого катамарана на острове… Предлагаю Антону накачать катамаран собственными легкими как воздушный шарик, попробовав это сделать — понимаю, что это вполне реально… Накачиваем с Антоном катамаран, закидываем его выше по течению и вдвоем гребем за коллегами на остров.

Причалив к острову загружаем островитян с их вещами, а товарищей, пригнавших нам катамаран (они остались на берегу), отправляем пешком к лагерю по берегу. Причаливаем на базовую стоянку, оцениваем масштаб проблем.

Как можно перевернуть катамаран

К сожалению, я не был непосредственным участником тех событий, поэтому могу восстановить события только по рассказам очевидцев, а они иногда противоречивы, особенно что касается причин произошедшего. Из рассказов участников:

Рассказ Сергея: Мы хорошо шли по реке, удачно проходили все повороты, наша дружная сплоченная команда выполняла все указания и мы немного расслабились. Мы вошли в поворот по неправильной траектории, когда решили выправить ситуацию было уже поздно. Течением наш катамаран левым бортом прибило к дереву, через секунд 7-10 правый задний край катамарана начал уходить под воду, после чего я прыгнул с него проплыв под катамараном и под деревьями. Вынырнув из воды, меня понесло течением, я увидел на дереве точащий сучок, но не смог за него ухватиться, после удалось схватиться за другой сучок, длинной чуть больше ладони. Зацепившись за него левой рукой повис на нем, но течение продолжало меня сносить. Оглянувшись я никого не видел, т.к. вся команда в это время находилась под водой. Я начал кричать «где все!!!» (впоследствии анализируя ситуацию, со слов Лены, она слышала мой крик под водой). После чего из под воды вынырнула Лена, которую течением несло под коряги, не помню за что я ее схватил, но я ее поймал и подтянул к себе. В этот момент я почувствовал под ногами дерево, на которое мы встали. После этого вынырнул Дмитрий Б., первым делом я увидел его глаза и хриплый голос, спустя доли секунды я понял, что его шея зажата веревкой, которой были перевязаны вещи на катамаране. Правая рука была между шеей и веревкой (как позже оказалось еще под водой Дмитрий освободился еще от одной веревки), сняв веревку с шеи, я вытащил его к нам. Спустя еще какое-то время всплыл Игорь, я схватил его за жилет и начал пересчитывать тех кто присутствует. Я понял что не хватает Дмитрия Г. В этот момент я услышал голос Димы, которого единственного не снесло под бревно, и его слова «Я больше не могу» и он уходит под воду. Через секунду или полторы, вижу как он стоит на обеих руках, сделав выход силы. Все это время я держал Игоря за жилет. Приложив большие усилия, я вытянул Игоря и мы начали выбираться на берег. В это время Дима Г. уже был на берегу и помогал выбраться остальным.

Рассказ Елены: я не гребла, но предлагала парням погрести  ведь нас несло на бревно, никто особо не напрягался и говорили, что нас течением отвернет. Когда я уже запаниковала, все схватили весла, но было уже поздно. Дальше я понимаю, что мы уперлись в бревно и потом мы уже в воде. Я не поняла как все это произошло… Я только слышала как Сергей кричал хватайтесь за что-нибудь, а дальше я уже распутываю ноги из веревки и мы выбираемся на берег и разводим костер.

Рассказ Дмитрия Г.: После того как катамаран перевернулся я держался за бревно, понимая, что меня сносит я вспомнил правила техники безопасности: «если вы не можете удержаться за предмет — бросьте его, держите весло и выберетесь на берег ниже» Именно это я и подразумевал, когда говорил Сергею «я больше не могу», тем не менее потом залез на дерево и спас весло.

Рассказ Дмитрия Б.: Мы приближаемся к острову, долго решали как обходить, приняли решение справа. С одной стороны был только Дима Г, с другой я и Игорь Б., Сергей сидел на руле. Упершись в бревно боком (непонятно как так получилось) мне показалось, что кат порван и мы начали тонуть (как выяснялось позже нас начало засасывать под бревна). Из того, что я помню, я открываю глаза под водой, надо мной проплывают бревна, в какой-то момент я выныриваю, хватаюсь за палки, там уже Сергей. Поднимаюсь, чувствую на шее веревку, одну скидываю, решаю, что я освобожден и плыву к берегу, оказывается на шее еще одна веревка. Прошу Серегу ее скинуть. Сергей ее снимает, первую на берег оплавляем Лену, потом пошел я, затем вытащили Игоря и последний выходит Сергей. Дима Г. выбрался сам. Мы начали быстро разжигать костер, зажигалки промокли, из двух одна подавала признаки жизни и мы развели костер.

Моя версия событий: ребята шли достаточно раслаблено и уже привыкли, что течение относит от препятствий, поэтому особо не гребли. Когда стало понятно, что течение их уже не вынесет — грести было поздно, катамаран, упершийся в дерево, подтопило и течением перевернуло.

Место произошедших событий

Первая ночевка

Оценив масштаб трагедии понимаем: Сашин рюкзак уплыл в свободное плаванье безвозвратно, вещи Игоря и Антона насквозь мокрые, несмотря на то, что они были в гермовкладыше и гермомешке соответственно. Рюкзак Дмитрия Б. выдерживает напор стихии и его вещи остаются сухими. Одно весло безвозвратно утеряно, осталось по 4 весла на катамаран.

Все вымокшие переодеваются, девушки отправляются готовить еду к вахтовикам строящим новый мост (Оля об этом договорилась, пока мы спасали товарищей), параллельно договариваемся отравить 5-х товарищей ночевать в вагончик вахтовиков, им нужно сушить вещи, а главное спальники. Мы с Сергеем и двумя барышнями решаем разместиться в палатке.

После недолгих размышлений о продолжении сплава единогласно решено продолжать мероприятие. Обсуждение длилось недолго, Сергей сразу сказал, что он решительно против схода с дистанции, я тоже совсем не горел желанием второй раз покидать реку, а остальные не стали нам возражать 🙂 Вот такая демократия…

Второй день сплава

Утром мы немного подлатали пострадавший катамаран, подтянув раму и подкачав баллоны, двинулись в путь. Вещи были надежно привязаны и мы пристально глядели по сторонам в надежде найти рюкзак Александра. И удача нам не изменила, через пару километров, мы увидели рюкзак, прибитый к крутому берегу. Легко вытащить рюкзак из воды не получилось, вес рюкзака был под сотню — он был вымокший насквозь. Как показал дальнейший анализ большая часть наших товарищей, набив гермовкладышь до отказа, завернула его на два раза, что естественно не могло гарантировать герметичность. После того как мы обнаружили рюкзак настроение Саши заметно улучшилось (еще бы, пусть мокрые вещи, но нашлись). Дальше мы до 16:00 сплавлялись по живописной реке, сконцентрировавшись на прохождении поворотов. Решили на обед не останавливаться, а встать на стоянку пораньше и хорошо просушив вещи. Часть товарищей первую половину дня мечтали закончить наше путешествие сегодня, но я не испытывал подобных иллюзий (я знал маршрут).

Примерно в 15:30 мы начали искать место стоянки, мне показалось одно из мест достаточно привлекательным — лес защищал от ветра и в целом место было достаточно хорошее. Но когда мы с Антоном поднялись на небольшой холм мы увидели лесную избушку. Рядом была оборудована беседка, заготовлены дрова, а дверь подперта лопатой. Листья вокруг избушки были сгребены в кучу, а по спилим деревьев было понятно, что кто-то только что тут был.

Постучавшись, мы вошли в избу, печка, нары, на нарах два матраца, свеча и газета… Возможно, это был охотничий домик, возможно, тут иногда останавливался егерь, но мы без спросу решили не оставаться в этом месте и двинулись дальше.

Еще через несколько поворотов я увидел оборудованную стоянку, где мы и причалили. В нашем распоряжении был стол, оборудованные скамейки вокруг костра, дрова и вообще все было замечательно. Тут без особых приключений мы и переночевали.

Утром на оборудованной стоянке

День третий. Заключительный.

Проснулся я рано, но на улице было уже светло. я вылез и палатки и посмотрел на небо, на небе нет ни облачка, но солнца еще тоже нет. Значит, еще нет 6 утра, и возможно, я бы лег спать дальше, но из соседней палатки вылез Антон и мы принялись разводить костер, готовить еду и будить остальной состав нашей группы. Ночь была достаточно морозной, т.к. сняв тент с палатки, я увидел не привычный конденсат, а изморозь.

Около восьми и уже погрузились на катамараны и продолжали движение, святило яркое солнце, но мыслей о том, что мы можем сгореть почему-то не возникало. Скорее всего по причине достаточно низких температур окружающей среды.

И вот мы приближаемся к второй ветке газопровода, пересекающей реку Какву, бурление реки слышно издалека и мы готовимся проходить препятствие. Первым идет наш катамаран, Ольга снимает на видео, а мы набираем скорость для прохождения порога. Без особых сложностей мы преодолеваем препятствие и разворачиваем катамаран, чтобы снять прохождение порога нашими товарищами. Они тоже успешно форсирую водную преграду, под общее ликование мы собираемся продолжать движение, но кажется что Дмитрий Г. постепенно погружается в воду. Так и есть, один баллон спускает, и команда «Пятеро под бревном», так мы стали их называть после пришествия в первый день, спешит на берег.

Делать нечего, нужно клеить катамаран, дырка небольшая сантиметра три в длину. После прошлогоднего сплава мы с Сергеем заклеивали дыры в 30 см, так что текущее повреждение сущий пустяк. Опыта у нас достаточно. Вторая част группы готовит обед во время вынужденного причала. Клей момент и кружка кипятка делают свое дело (заплатку нужно прогреть) мы готовы сплавляться дальше. И вот мы уже на Киселевском водохранилище высаживаемся на льдине и собираем оборудование.

Заплатка на шкуру катамарана

Прогрев заплатки горячим чаем

Одноногий катамаран

Сборы домой

Итоги сплава

После этого сплава мы заработали много экспириенса и получили левел ап 🙂 На самом деле, мы много чему научились с точки зрения организации и вот наши главные выводы:

• Руководители мероприятия должны продемонстрировать мастер-класс упаковки гермовкладышей и гермомешков. Они должны быть на каждом катамаране;
  • У каждого участника должны быть постоянно при себе, спички охотничьи в полиэтиленовой упаковке и нож;
  • Мероприятия с приделыванием рулей на катамаран расслабляет команду

И тем не менее реку мы преодолели, получили массу положительных эмоций и если все пойдет гладко, то в следующем году пойдем на Вишеру.

Наш итоговый маршрут сплава по Какве (запись трека)