Сплав по реке Каква

 

Раз в год мы с товарищами ходим на сплав. И вот на первомайские праздники определенной группе активистов захотелось чего-то большего , чем овощами размещаться на катамаране, а именно зарядиться энергией природы и отключить мозги… Появилось общее мнение, что надо самостоятельно организоваться для выезда на майские праздники. Решили, что поедем сплавляться…

Почетная роль выбора маршрута досталась мне, остальных участников нашего мероприятия этот вопрос не беспокоил, видимо они руководствовались правилом: «когда собирается хорошая компания — какая разница куда идти». Вспоминая о размеренном летнем сплаве, хотелось добавить в наше путешествие драйва, с приемлемым уровнем риска, чего-то вроде представленного на изображении ниже

splav2img

Поэтому мы решили (ну или я решил) сплавляться по Какве — реке северного Урала. Места мне знакомы, я знаю, что там сплавляются, весной река полноводная и быстрая, так что со скуки не умрем. Изначальный маршрут предполагался такой (от дороги на поселок Кытлым до Серова), но почитав отзывы на форумах было решено получить больше удовольствия и начать сплав от поселка Каквинские печи (выше по течению километров на 20)

Маршрут сплава по Какве


Собрав обмундирование, в 5 утра 1 мая мы выдвинулись в Серов, где оставили свои автомобили, договорились с газелистом о доставке нас в поселок Каквинске печи. И примерно в 11 утра мы расположились на берегу реки.

место выгрузки

место выгрузки

splav4

img

Напилив дров из развалившегося домика, мы развели костер, девушки принялись готовить обед, а молодые люди собирать и грузить катамаран.imgsplav5 splav6 splav7

В момент погрузки я несколько раз вспоминал главное правило сплавщика, однажды озвученное бывалым сплавщиком: «Главное правило сплавщика — не брать с собой всякую фигню». Мы решительно пренебрегали данным правилом, имея при себе еды на 3 недели, надувной матрац, решетку для жарки рыбы и тд и тп…

Ну вот погрузка окончена, обед съеден и мы двинулись в путь. Течение нас быстро подхватило, в первые минуты мы поняли, что приключение будет захватывающим, проплывающие льдины, небольшие пороги и прочие препятствия не давали расслабиться и заставляли нас постоянно активно работать веслами. Все постоянно говорили вот это сплав, вот это нормальная река, то что надо… Через некоторое время за разворотом мы увидели ледяной затор, масштаб бедствия представлялся примерно так (к сожалению оригинальное фото не сделали):

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

img

Мы причалили, и прогулялись вниз по течению, поняв, что метров через 200 продолжается река перед нами встал выбор: либо подождать пока лед растает, либо форсировать препятствие. Недельное ожидание в наши планы не входило, поэтому было решено форсировать препятствие. Высадив девушек на берег, мы принялись тащить катамаран по льду, мероприятие надо сказать довольно интересное, ибо часть льдин прочные, на них можно стоять, часть льдин уходит под воду только ты на них наступаешь, ну а часть льдин стоит вертикально, под напором общей ледяной массы. Довольно быстро мы освоились в этом деле, и быстро продвигались к открытой воде, вертикальные льдины мы срубали колуном, кто-то тащил кат за веревку, кто-то толкал опираясь на льдины. Успешно форсировав препятствие, мы сделали остановку для фотографий и подкачки баллонов:

splav9img

После двинулись в дальнейший путь. Тут следует рассказать об устройстве нашего катамарана, для его стабилизации мы из одного весла установили руль, а Сергей Касьянов выполнял роль рулевого. Поочередно Сергей обучал девушек этому ремеслу и когда его курсы проходила очередная курсантка, наш рулевой что-то не подрасчетал, и мы зашли под расческу (свисающее над водой дерево). Следует заметить, что веток на дереве было немного и ничего сверхествественного произойти не должно было. Одну из веток Женя придержал и передал мне, я же вместе с веткой «решил» окунуться в свежайшую горную воду. Но ничего страшного, пара гребков, я залажу на катамаран, весло поймали, но все участники настойчиво говорят о необходимости срочно причалить к берегу. На что я возражаю, ну мол, да искупался, но давайте выберем место удобное, там переоденусь, на что получаю ответ: «ты-то переоденешься, а Сергей на дереве остался». Оборачиваюсь и наблюдаю картину: на удаляющемся дереве, снизу, обхватив дерево руками и ногами, висит Сергей. К сожалению было не до фотографий, но я постараюсь воссоздать картину схематичным рисунком:splav11img

Никогда в жизни я не наблюдал такой картины, причалив к ближайшей льдине, Женя и я бросились спасать Сергея, к этому времени расстояние между нами и любимым деревом Сергея, которое он плотно обнимал, составляло порядка 100 метров, когда мы добежали до него, Сергей был уже на берегу промокший до нитки.

Пересказываю рассказ Сергея о произошедшей ситуации:

 Поняв, что вот-вот я встречусь с деревом, и оно меня сшибет в воду, я решил на него запрыгнуть. Это и сделал, с того момента, как я оказался на дереве, я уже не думал про удаляющийся катамаран. Было желание забраться на дерево верхом, но ствол был достаточно толстым и сноровки для такого трюка не хватало. После нескольких неудачных попыток, силы начали меня покидать, посмотрев вниз, я увидел лежащее в воде дерево, наступив на которое я планировал выбраться на берег. Но как только я наступил на дерево оно ушло под воду, и я оказался по грудь в воде. Так я и выбрался на берег…

Несколько минут мы просто смеялись над забавностью всей ситуации, после чего переоделись… Вернее сказать, я переоделся, а Сергей решил, что и так высохнет, и двинулись дальше… И естественно на этом наше приключение не закончилось, за очередным виражом нас ждал очередной ледяной затор… но в отличие от прошлого затора берега тоже были затоплены и просто так высадиться на берег не представлялось возможным. Походив на катамаране от берега к берегу, проведя рекогносцировку с воды, решили высаживаться на левый берег. Чтобы причалить пришлось срубить пару деревьев (да простят нас идеологи эко-офиса), а швартовал нас находясь по пояс в воде Евгений Николаевич Картавых. Высадившись на берег, мы сначала отогрели огненной водой Евгения, предложение моей супруги растереть ноги горячительным напитком, было решительно отклонено мужским коллективом. Через несколько минут мы пошли на разведку. Как выяснилось метрах в 20 проходила дорога, по которой можно было выйти на старый газопровод… Немного раздумий и воспоминаний от том, что Викинги тоже перетаскивали суда волоком принято решение разгружать кат и переносить его, обходя ледяной затор.

imgsplav12В очередной раз, вспоминая главное правило сплавщика, мы тащили наши вещи и катамаран по тайге, а выглядело это так (фотографии сделаны в один момент с разных сторон):splav14 splav13

Дотащив кат до заветной точки, мы быстро загрузились с желанием до темноты дойти до моста кытлымской дороги, но как только мы зашли за поворот перед нами открылся чудесный вид: вдоль газопровода проходила дорога, чтобы не заморачиваться с постройкой моста, в реку были уложены трубы, а сверху была насыпана дорога. Однако с учетом того, что воды было много, часть дороги справа от труб была затоплена, решено было обходить препятствие справа… Со словами «У меня есть еще одни кроссовки» Женя прыгает в воду и направляет наш катамаран, находясь по колено в ледяной воде… На дороге мы садимся на мель, предпринимая несколько попыток протолкнуть катамаран, нам это удается и вот ура мы форсировали препятствие, но проходит 5 секунд, мы что-то задеваем и нос катамарана резко начинает погружаться, так что мои колени уже в воде…

Становится ясно, мы порвали катамаран, резко пристаем к берегу, я, находясь ближе к берегу, оказываюсь по колено в воде, Сергей, находясь дальше, оказывается по грудь в воде, Катя, игнорируя наши предложения остаться на кате, тоже спрыгивает и ура… там всего по колено. Но глядя на Сергея приходит понимание, что ей просто повезло, пару метров в сторону и она бы не достала до дна.

Вытаскиваем катамаран и понимаем, что мы оказались на полуострове, места там немного, но, учитывая повреждения, сплавляться дальше мы не можем. Далее мы думаем о том что делать, либо срочно чинить катамаран и переплавляться с полуострова, либо ночевать тут, либо что-то еще… Однозначно решено что надо разводить костер и ужинать… Мы разводим костер, разгружаем катамаран, рассуждаем о дальнейших планах… Тем временем наступают сумерки, виднеются огни автомобильных фар, к нам приближается автомобиль, скорее всего это охрана газпрома, ведь мы находимся в непосредственной близости от газопровода. Так и есть, подходят два вежливых товарища задают вопрос «ничего, что вы разводите костер на трубе высокого давления? не страшно?» (тут следует отметить, что по моему мнению, мы были метрах в 50-и от трубопроводов, и тот факт что никто никуда не торопился и костер продолжал гореть еще около 1,5 часов это подтверждает) Коллеги вежливо, но настойчиво, предлагают нам переместиться с нашего места. Нам этого делать конечно не хочется, но товарищи не отступают. Делать нечего, начинаем переносить вещи в предложенное место на дороге, пока мы носим вещи товарищи продолжают беседу с нами, тем временем наступает темнота… В один из моментов они предлагают довести нас до Карпинска в гостиницу. Женя подходит ко мне и говорит: «Понятно, нам драйв, но есть ощущение, что девушки уже устали. Есть предложение двинуться домой.» Я соглашаюсь. Не буду описывать процесс погрузки, отмечу только, что на момент разборки ката, все лямки для затяжки рамы обледенели, отогревая руками каждую лямку мы планомерно отстегивали раму катамарана от баллонов… Дальше мы грузимся в машину и через пару часов оказываемся в захудалой гостинице города Карпинска. Оценивая повреждения катамарана мы видим разрезы сантиметров 20 в длину, на каждом из баллонов.

Наутро выдвигаемся на Известняковый карьер пожарить шашлыки и обсудить приключение, после чего едем домой.

У всех эмоции зашкаливают, прошедший день по впечатлениям перекрывает многодневный поход, но река не покорена… Нам предстоит вновь проделать этот путь, причем предложение сплавляться от моста решительно отвергнуто, сплавляться летом тоже не вариант. На следующие майские праздники мы предпримем вторую попытку сплава по этому маршруту. Кроме того, мы забыли топор на месте высадки перед вторым ледовым затором, нужно его вернуть …

Читайте продолжение истории