Правила дорожного движения во Вьетнаме

Правила дорожного движения во Вьетнаме

Передвижение на мотоцикле или скутере по Вьетнаму требует определенных навыков и знания особенностей правил дорожного движения (ПДД) в этой стране. Многие пишут, что правил во Вьетнаме нет, нужно просто ехать аккуратно. Не могу согласиться с их доводами, проехав весь Вьетнам, уверенно могу сказать, что правила есть! Да, правила несколько отличаются от наших, и точно так же как у нас, вьетнамцы могут нарушать эти правила. Тем не менее большая часть участников движения, правила соблюдает.

Я не могу гарантировать, что все описанное мной является официальными ПДД Вьетнама, но я могу гарантировать, что реальная ситуация на дороге подчиняется законам, описанным в этой статье. Согласитесь, реально положение дел несет больше практической пользы.

Расположение транспортных средств во Вьетнаме

Условия движения во Вьетнаме несколько иные и характеризуется огромным количеством двухколесного транспорта: мотоциклы, скутеры, велосипеды, поэтому тут предусмотрены выделенные зоны для движения этих транспортных средств. Вместо нашей обочины отсыпанной гравием, во Вьетнаме всегда асфальтируют или бетонируют обочины. Вот эта асфальтированная обочина и предназначена для двухколесных средств передвижения. На рисунке я изобразил расположение транспортных средств на трассе:

Расположение транспортных средств на дорогах Вьетнама

Расположение транспортных средств на дорогах Вьетнама

Фотографии дороги на участке Куинён - Нячанг

Фотографии дороги на участке Куинён — Нячанг

Можно ли выезжать на полосу движения для автомобилей? Можно, это не запрещено, но вы преимущественное право при движении по этой полосе имеют автомобили. Это значит, что в случае чего, вам нужно будет быстро перестроиться на свою полосу. Обычно такой случай наступает, когда по этой полосе хотят обогнать.

Например, едите вы по полосе для автомобилей, а навстречу вам грузовик тащится, а за грузовиком автобус (автобус хочет обогнать грузовик). И будьте уверены автобус пойдет на обгон по встречке, выехав на вашу полосу, а вам нужно быстро с этой полосы куда-то деться, т.к. автобус будет лететь вам навстречу.

Поэтому очень аккуратно передвигаемся по полосе для автомобилей, и постоянно контролируем возможность прижаться вправо. С опытом вы научитесь понимать, когда навстречу вам может вылететь автобус. Обращайте внимание на дорожное покрытие на правой полосе, там может быть песок или сушиться рис 🙂

Автобус пойдет на обгон не обращая внимания на вас, вам нужно срочно уйти вправо

Автобус пойдет на обгон не обращая внимания на вас, вам нужно срочно уйти вправо

Все описанное выше касается движения по дорогам за пределами городов, в городах движение мототранспорта осуществляется по всем полосам движения, а их может быть до 5 в каждую сторону.

Во Вьетнаме правостороннее движение привычное нам, но если для нас движение по встречной полосе это что-то из ряда вон выходящее, мы даже представить себе не можем, что кто-то поедет нам навстречу по обочине, то во Вьетнаме это нормальная практика.

Ехал вьетнамец, проехал магазин, и вдруг вспомнил, что жена просила хлеба купить. Зачем переезжать на другую сторону дороги, когда можно просто вернуться по обочине.

Зачастую вам навстречу будет кто-то ехать, прижимаясь к обочине, вам нужно будет сместиться к центру дороги. Те кто едут навстречу, ездят аккуратно и всех пропускают, но нужно с пониманием отнестись к такой манере движения.

Если по вашей полосе кто-то движется вам навстречу примите левее

Если по вашей полосе кто-то движется вам навстречу примите левее

Все описанное выше касается движения по дорогам за пределами городов, в крупных городах движение мототранспорта осуществляется по всем полосам движения, их может быть и 5 в каждую сторону.

Приоритеты транспортных средств на дорогах Вьетнама

Самые «крутые» на дорогах Вьетнама автобусы, они мчатся на огромной скорости по левой полосе, постоянно сигналят, обгоняют по встречной полосе, и вообще, ведут себя крайне агрессивно. Автобусам все уступают. Будьте предельно внимательны с ними.

Самые предсказуемые на дорогах Вьетнама — дальнобойщики на длинномерах, как правило, они едут с постоянной скоростью, при перестроениях всегда включают поворотники, все движения плавные и размеренные. На нерегулируемых перекрестках длинномеры всегда имеют преимущество перед мототранспортом, все мотоциклисты притормаживают и пропускают фуру.

Самые бесшабашные — маленькие грузовички типа наших ЗИЛов 130х, от них можно ждать чего угодно, они могут перестраиваться, разворачиваться, останавливаться и выезжать из переулков совершенно неожиданно для вас. Наши газелисты всегда ездят по правилам в сравнении с этим товарищами.

Обычные автомобили  во Вьетнаме не сильно выделяются, как правило, ездят предсказуемо, особо никуда не лезут, лишний раз не рискуют обгонять по встречной полосе. Хотя исключения бывают.

Мотоциклы, скутеры и велосипеды — скажем прямо, двухколесные транспортные средства имеют куда меньший приоритет перед четырехколесными. И по большому счету их задача сделать так, чтобы не мешать четырехколесным. Обратите внимание — тут никто не будет уступать велосипедисту, происходит прямо противоположное.

Люди на дорогах Вьетнама — низшие существа, никто вас пропускать не будет, про пешеходные переходы тоже забудьте. Но давить пешеходов не принято, поэтому пешеходы переходят дорогу где попало, а транспорт объезжает их, как вода обтекает камень в реке. Зачастую единственный способ перейти через дорогу просто шагнуть на улицу, далее равномерным шагом (предсказуемо) просто переходите дорогу.

Правила проезда перекрестков

Двигаться прямо немудрено, достаточно уметь управлять мотоциклом и вы быстро привыкните к плотному движению Вьетнама. Сложности возникают с проездом перекрестков, понять когда ехать, а когда стоять — порой бывает затруднительно.

Если перекресток оборудован светофором, то можно сказать вам повезло: на зеленый едем, на красный стоим. Но учитываем две возможные особенности проезда перекрестков:

Первая особенность — частенько перекрестки оборудованы знаком, позволяющим поворачивать направо на красный свет, разумеется, пропустив тех кто едете на зеленый. Ищите соответствующий знак рядом с зеленым (это либо зеленая стрелка — тогда могут ехать все, либо дополнительный светофор с мотоциклистом, позволяющий направо ехать только мотоциклистам).

Вторая особенность  — часто бывает, что на оживленных участках до начала движения в прямом направлении, участники движения позволяют сначала повернуть налево тем, кто в этом нуждается. Кажется это ничем не регламентировано, но мы не раз наблюдали такую картину — обратите внимание на рисунок.

На нагруженных участках, иногда пропускают поворачивающих налево

На нагруженных участках, иногда пропускают поворачивающих налево

Если перекресток не оборудован светофором и отсутствуют знаки приоритета, а во Вьетнаме они почти всегда отсутствуют, то безопасно перекресток проезжаем следующим образом:

  1. Пропускаем длинномеры (фуры), им тяжело во Вьетнаме, надо уступить;
  2. Стараемся попасть в большой поток транспорта, или пристроиться к какой-то группе Вьетнамцев. Суть в том, что перекресток переезжают группами, если вы один — вас никто не пропустит, а если вас группа большего количества, чем с другого направления, то пропустят вашу группу. Отсюда правило:с какой стороны больше народу скопилось — те и едут, кого меньше — те уступают.

Аналогичным образом проезжают и участки с круговым движением, подождите пока с вашего направления соберется побольше мотоциклов и двигаетесь вместе с группой — тогда вас пустят. По личным ощущениям, участки с круговым движением самые сложные и непонятные в плане приоритетов.

Главное правило — будьте предсказуемы для других участников движения, двигайтесь плавно, но настойчиво.

Скоростной режим во Вьетнаме

Во Вьетнаме быстро не ездят: для мотоциклов установлен следующий скоростной режим:

  • в черте города — 40 км/ч
  • за пределами города — 60 км/ч
  • допустимый предел без штрафа — 5 км/ч

Вообще, я бы рекомендовал соблюдать скоростной режим, условия движения сложные. Кроме того, частенько справа кто-то выезжает поперек дороги, думая, что вы движетесь 40 км/ч и успеете затормозить, а по факту вы летите под 70 и тормозить у вас возможности нет. Пару таких случаев и все желание гонять в городе пропадает. Так что не превышайте ради вашей же безопасности.

Что еще нужно знать

Ни российские, ни международные права во Вьетнаме не признаются. Разумеется, местные права вы не имеете. Но если вы соблюдаете остальные правила полицейские вам только помашут и пожелают удачи. Нас ни разу не останавливали, но приветствовали на каждом посту. В крайнем случае скажут сумму взятки.

Во Вьетнаме можно ездить только в шлеме, без шлема вас остановят на первом посту.

Езда в пьяном виде категорически запрещена.

На всякий случай публикую таблицу штрафов:

  • Езда без шлема – от 100 000 до 200 000 Донгов
  • Езда без прав – от 800 000 до 1 200 000 Донгов
  • Езда без тех.паспорта или без номеров – от 300 000 до 400 000 Донгов
  • Превышение скорости на 5 км/ч – от 100 000 до 200 000 Донгов
  • Превышение скорости на 10 км/ч – от 500 000 до 1 миллиона Донгов
  • Превышение скорости на 20 и более км/ч – от 2 до 3 миллионов Донгов

Заключение

Ну вот пожалуй и все правила движения по дорогам Вьетнама. На самом деле ничего сложного в них нет, главное понять, что они другие. Через пару дней поездrи вы освоитесь, и начнете понимать ситуацию на дороге не хуже местных.

Если у вас остались еще какие-то вопросы — задавайте в комментариях.

Если вы решили прокатиться по Вьетнаму из Ханоя в Хошимин, то читайте мою статью об этом путешествии

P.S. Большое спасибо создателям дорожного редактора Автокадабра, с его помощью я смог визуализировать дорожные ситуации.

17 comments on “Правила дорожного движения во Вьетнаме
  1. Владимир:

    Здравствуйте, для начала хотел поблагодарить за подробный рассказ ПДД Вьетнама, а также хотел спросить, на скутера до 50 куб. права категории А нужны во Вьетнаме или нет?

    • Добрый день, Владимир.
      на 100% не могу гарантировать, но насколько мне известно на скутер до 50 куб права не нужны, как и на велосипед.
      Но купить такой скутер во Вьетнаме кажется будет сложно. Я бы рекомендовал воспользоваться нашим опытом и купить обычный скутер, главное ездить в шлеме и скорость не превышать. Про покупку я писал тут http://catba.ru/gde-i-kak-kupit-motocikl-vo-vetname/

      • Владимир:

        Спасибо, я изучил вашу статью, только одного не понял. Во Вьетнаме покупают скутера или берут в аренду?

        • А это как вам больше нравится 🙂 Если вы едите из Ханоя в Хошимин (как мы) то в Ханое покупаете, а в Хошимине продаете. Если вы катаетесь по кругу (с возвратом в пункт выезда), то можно взять в аренду

          • Владимир:

            Я с супругой едем в отпуск в Нячангу, взяли отель 2*, по описанию есть аренда скутеров в самом отеле. Хочется покататься по Вьетнаму, посмотреть местный пейзаж. Но я вас понял, если едешь в дальнюю дорогу, нужно покупать скутер, если так по городу покататься то в аренду. Спасибо большое за пояснения. Если ещё появятся вопросы, обязательно напишу:)

          • В отеле скутеры почти всегда дороже и качество посредственное. В Нячанге на каждом углу скутеры в аренду сдают, главное правило — фотогорфируйте скутер перед тем как взять (со всех сторон), никогда не отдавайте в залог паспорт — сделайте копию. Много пишут про разводы на деньги при сдаче, не могу с этим согласиться, обманы большая редкость, а фотографии и ваш паспорт в кармане — это ваша страховка :).
            Если вы все равно вернетесь в Нячанг, то вам проще взять в аренду. Если надумаете покупать, то ВКонтакте есть группа русскоязычных граждан проживающих в Нячанге, у них можно проконсультироваться где купить.

  2. Владимир:

    Большое спасибо за наводку:)

  3. Руслан:

    Здравствуйте,

    Ехал на скутере и меня остановили за езду по встречке по пустой дороге ночью. Попросили права, я дал российское удостоверение на вождение машин. Заставили подписать какую-то длинную бумажку, естественно, на вьетнамском. Ничего мне не объяснили и уехали.

    Что это была за бумажка, может это был вызов в суд или для оплаты штрафа где-то? Если так, то я пропустил? Насколько помню, мне никакого талона не дали. Что теперь делать?

    • Доброго дня.
      Вам в первую очередь нужно перевести документ. Подойдите с ним на стойку отеля и определитесь что делать. Раз скутер не забрали, то скорее всего штраф выписали.

  4. Виталий:

    Добрый день,
    За какие нарушения имеют право забрать скутер?

    • Я достоверно не могу ответить на этот вопрос. Я не знаток вьетнамских нормативных документов. Но точно знаю что за езду без прав (а у вас скорее всего нет вьетнамских прав) забрать могут! Но в любом случае я бы не стал качать права в чужой стране. Лучше сразу скажите: виноват, грешен, как исправится?
      Кроме того, никто Вас не остановит если вы трезвый, в шлеме и не превышаете скорость (по встречке и на красный тоже разумеется ездить не стоит).

  5. Едлена:

    Спасибо за полезную информацию! Сегодня в Дананге влетели на кольце убегая от грузовика в другую мотоциклистку… блин, вроде по всем канонам ПДД — правы мы, но.. .. в итоге — ободрались прилично.. Сейчас как то все встало на места после того как прочли Ваш материал.

  6. Роман:

    Спасибо огромное за статью! А если не выдали техпаспорт в рентале, это нормальная практика?

Добавить комментарий для Gennadiy Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.